Памятные места Украины

Памятные места Украины.

Воронцовский маяк старый и новый.

Из достопримечательностей Одессы эта — всех романтичней. Воронцовский маяк уже третье столетие встречает моряков и отделяет от открытой стихии город, пропитанный морем. Даже и нынешний ослепительно-белый маяк между синим морем и синим небом очень романтичен. Но старая Одесса помнит чугунный Воронцовский маяк, представлявший на море город с 1888 по 1941 годы. Этот маяк был отлит из чугуна, а на верхушке его установили осветительный аппарат, специально выписанный из Парижа. В тогда еще не многоэтажной Одессе маяк был виден из разных точек города, и его то красный, то зеленый свет сопровождал прогулки по вечерней набережной Одессы. В начале Великой Отечественной войны маяк, ставший символом Одессы, был разрушен. Советские войска были вынуждены взорвать высокую чугунную башню: уж слишком хорошим прицелом для противника служил маяк, далеко выдающийся в море на длинном Карантинном моле. На месте разрушенного в 1941 году маяка в 1954 установили новый. Для это пришлось восстанавливать и длинный мол. Достроив, его переименовали в Рейдовый. Нынешний маяк — белый красноверхий столб высотой 26 метров. Его видно за 15 морских миль, и он по-прежнему исправно служит мореходам.

Белые стены, серебристые купола и богатый орнамент этого дворца как будто переносят на Восток. Его название, Дюльбер — тоже восточное. Это значит «прекрасный» по-арабски. Дворец Дюльбер в конце XIX века построили для князя Петра Николаевича Романова. Постройка был поручена городскому архитектору Ялты Николаю Петровичу Краснову, а эскизы для сказочного дворца нарисовал сам великий князь. Петр Николаевич Романов долго путешествовал, видел Сирию, Египет и Средиземноморье. Там он и сделал зарисовки для будущего дворца. Архитектор тоже усмотрел в запланированном здании образцы Каирских храмовых строений и увлеченно выполнил порученную работу. В октябре 1897 года прекрасный восточный Дюльбер торжественно освятили согласно традициям православной церкви. Это, увы, не уберегло его хозяев от злоключений. Сам же дворец прошел через смену империй, безвременье, и снова обрел рачительных хозяев в Советский период — стал здравницей. Центром санаторных заведений дворец служит и сегодня. Вокруг дворца разбит парк, под стать Дюльберу — изысканный и богатый. Этот парк вполне можно считать ботаническим садом — так много редких растений культивируется на его землях. Розы и водяные лилии, фонтаны и искусственные водоемы — трудно представить место, более приятное для прогулок. А вход во дворец обрамляют раскидистые веерные пальмы, довершая его заморский южный облик.

Киевские Золотые ворота.

Сейчас реконструкция Золотых ворот стоит в самом центре Киева, а с XI по XVIII век ворота отмечали границу города, были его лицом и знаком. Именно парадные Золотые ворота встречали дорогих гостей, к ним подходил объявить о вторжении неприятель. При князе Ярославе Мудром столицу Киевского государства обнесли городской стеною, и в ней построили трое ворот: Южные, Лядские и Львовские. Южные построили одновременно с Софийским собором, и, хотя они территориально и не были самым удобным въездом, именно Южным воротам выпала честь стать главными воротами стольного града. Их называли сначала Великими, а когда прямо над воротами выстроили церковь Благовещения, их стали называть Золотыми из-за позолоченных куполов церкви. Впрочем, называть Золотыми главные городские ворота предписывала традиция в те годы: золотыми назывались и ворота в Константинополе. Уже в 1240 году войско хан Батыя сильно повредило Золотые ворота, и, неясно почему, их не восстановили. Время и непогоды продолжали воздействовать на ворота, и доподлинно известно из записей и рисунков тех лет, что к середине XVII века парадный проезд был полуразрушен. Тем не менее, в таком виде ворота еще столетие служили городу триумфальным въездом. В 1648 году у Золотых ворот Киев торжественно встречал Богдана Хмельницкого, вернувшегося с победой под Желтыми Водами, через Золотые ворота вошли в Киев русские послы после воссоединения Украины с Россией. Любопытно, что враги предпочитали штурмовать другие, не такие мощные киевские ворота. Но, как говорит легенда, у Золотых ворот неприятель обязательно останавливался: ударял в них копьем либо мечом, чтобы отметить начало осады. Считается, что зазубрину на Щебреце — коронационном мече польских королей — оставил именно такой удар по киевским Золотым воротам. В середине XVIII века Разрушающиеся ворота стали опасными для проезда, и их засыпали землею, а рядом построили новые ворота, и назвали их тоже — Золотыми. Но уже в 1832 году архитектор Лохвицкий вновь показал киевлянам древние легендарные ворота. Их раскопали, укрепили, и до 1982 года ворота простояли в таком виде, открытые для посещения туристов. К 1982 году, к 1500-летию Киева было решено отреставрировать Золотые ворота. Однако об их изначальном облике было известно не так уж много: что высота свода ворот составляла 13,36 метров, ширина проезжей части 6, 4 метра, над воротами была церковь, а перед ними — ров глубиной до 8 метров. След этого рва и сейчас различим в перепаде высоты на Золотоворотском проезде — улице, на которой стоят ворота, вдоль которой проходили древние городские стены. При расчистке ворот Кондратием Лохвицким были найдены фрагменты мозаики из смальты, фресковая штукатурка. К этим данным реставраторы добавили детали, известные по образцам ворот, сохранившихся в других древних городах — Новгороде, Суздали. Так Золотые ворота обзавелись окованной железом деревянной решеткой у одного из проемов, и створчатой дверью — у другого. Поэтому иногда сетуют на то, что нынешняя реконструкция — совсем не те Золотые ворота, которые знал древний Киев. У нынешних, правда, и функция совсем другая — служить памятником архитектуры.

Одесский театр оперы и балета — жемчужина у моря.

Авторитетный журнал Forbes включил известное здание в перечень 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы. Одесская опера — единственный театр в этом списке! Это первый театр в Одессе и Новороссии по времени постройки, значению и известности. Первое здание театра было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером, которые спроектировали до этого 47 театров по всей Европе. Театр перестраивали трижды из-за пожаров. Современное здание, построенное в 1884-1887 годах, является одним из чудеснейших в Европе архитектурных сооружений. На портале театра расположились скульптуры муз — покровительниц театра, музыки, танца, комедии и трагедии. По фронтону здания, в нишах верхнего яруса, установлены бюсты Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя. Сам театр построен в стиле венского «барокко», основного стиля европейского искусства XVI- XVIII веков. А самая красивая часть здания — зрительный зал — выдержана в стиле французского «рококо». Зрительный зал роскошно украшен лепными орнаментами с тонкой позолотой. Особый интерес вызывает потолок. В основу его композиции положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». А в центре этого роскошного орнамента — большая люстра, изящество ажурных деталей которой вполне может занять внимание зрителей во время антракта. Так же и разнообразные светильники, канделябры и орнаменты бронзовых инкрустаций поражают оригинальным замыслом и изобретательностью их создателей. Пожалуй, ни в одном театре нет занавеса, изготовленного с таким вкусом. Его эскиз создал крупнейший театральный художник Александр Головин. Площадь сцены — 500 кв. метров. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголок зала. В 2007 году была завершена полная реставрация здания театра. В ходе реставрации 1800 сваями был укреплен фундамент, модернизированы технические системы театра. Полностью реставрировали фасад и внутренние помещения, установлен новый занавес. На оформление театра пошло примерно 7,5 кг сусального золота. Также была реконструирована и благоустроена театральная площадь, восстановлены зеленые насаждения. Стоимость реконструкции по смете Кабинета министров Украины составила 197 млн гривен (около 40 млн $). Одесский оперный театр знаменит прежде всего своей архитектурой, а по планировке и по техническим данным не уступает лучшим театрам Европы. Здание театра и сейчас считается одним из лучших в мире! Театр остаётся одной из главных достопримечательностей города. В театре дирижировали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, пели великие Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан. Каждый, кто приедет в Одессу — «жемчужину у моря», обязательно должен пойти в «жемчужину жемчужины» — театр оперы и балета!

(она же Бульварная лестница, Приморская, Николаевская, Ришельевская, а в XIX веке — Гигантская лестница)

На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (изначально их было ровно двести, однако при расширении порта восемь ступеней были засыпаны) и десяти пролётов. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — её основание значительно шире верхней части. Благодаря этому при взгляде сверху создаётся впечатление одинаковой ширины на всём её протяжении. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступеней. Была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, а построена в 1837-1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Князь Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елисавете! Стоимость этого подарка — 800 тыс. рублей. При планировке Приморской улицы восемь ступеней засыпали, и они, как утверждают старожилы, и поныне покоятся в глубине проезжей части. Впоследствии терассирование склонов «замаскировало» конструкцию лестницы, и со стороны фуникулера она кажется уложенной по пологому склону. Всемирно известной лестница стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступеням лестницы. Лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом.На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу. В 1955 году к 50-летию восстания на броненосце лестница, до революции называвшаяся Ришельевской, а потом Бульварной, была переименована в Потёмкинскую. Ежегодно проводится забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования составляет 22,8 секунды. Ежегодно проводится концерт в честь дня рождения города — 2 сентября! Потёмкинская лестница превращается в большую трибуну, на которой размещаются как горожане, так и гости города, которые прибыли посмотреть действо с участием многих звёзд шоу-бизнеса. Прибывая на теплоходе в Одессу, невозможно не увидеть «восьмое чудо света» — Потёмкинскую лестницу!

Екатерининская площадь и памятник Екатерине II.

В 1901 году на Парижской архитектурной конференции Екатерининская площадь со стоящим монументом была признана лучшим цельным архитектурным комплексом в Европе! Каждый из восьми домов, окружающих Екатерининскую площадь, является памятником архитектуры. Напомню, что скульптурная композиция в память об основателях Одессы была установлена в 1900 году и снесена в 1920-м. Фрагменты мемориала хранятся в Историко-краеведческом музее. На месте, где стояла композиция, был установлен памятник Матросам-потемкинцам, сооруженный в 1965 году. В 2007 году демонтированных потемкинцев перенесли на Таможенную площадь. Тогда же, в октябре площади вернули памятник Екатерине II, известный еще как памятник основателям Одессы. Новый монумент в точности повторяет оригинальный памятник, украшавший площадь с 1900 года. Как и оригинал, восстановленная скульптором Николаем Олийником копия сделана из бронзы и стоит на гранитном постаменте. Рядом с императрицей расположились фигуры основателей города. Устанавливая памятник, власти предполагали таким образом вернуть площади и городу исторический облик. Однако неожиданно инициатива вызвала бурный протест части горожан: мол, к чему на вольной Украине памятник Российской императрице? Памятник все же установили, однако открытие его вошло в историю Одессы как событие бурное и скандальное.

Ставка Гитлера на Украине.

Когда-то в этом идиллическом тихом сосновом лесу раздавались залпы и звуки немецкой речи. Самая одиозная фигура XX века, Адольф Гитлер, считал «Вервольф», выстроенный на Украине под Винницей, в восьми от нее километрах, своей любимейшей ставкой. Сейчас «Вервольф» выглядит как вывороченные из-под земли камни, разбросанные среди красивейшего соснового леса. А как сверхсовременный жилой и оборонный комплекс ставка просуществовала совсем недолго. Она почти моментально была выстроена Гитлером в бреду и маниях войны, чтобы быть уничтоженной всего через два года. Началось строительство в сентябре 1941 г., а уже в апреле 1942-го было закончено. И 4000 советских военнопленных, строивших комплекс, и 227 евреев из соседнего села Стрижавка, занятых на внутренних отделочных работах, были расстреляны. Все-таки ставка самого фюрера, объект сверхсекретный. Якобы случайно погибли и все немецкие инженеры, участвовавшие в проекте — по пути обратно в Германию неожиданно в воздухе взорвался самолет. А когда в марте 1944 года понадобилось оставить Винницу и ставку, были уничтожены все надземные строения, а в подземный бункер взорваны входы. Исследователи предполагают, что внутреннее устройство подземного убежища от взрывов не слишком пострадало, но доступ к нему оказался закрыт надежно. Тайна немецкого командования осталась под землею. Разумеется, были уничтожены и все планы ставки. И с этого момента начинается история догадок и предположений, связанных со знаменитой ставкой. Молва приписывает ей многокилометровые пространства. Самые смелые уверяют, что в ставке было 7 этажей, 6 из них уходили под землю. И конечно же, велико искушение предположить, что, спешно ретируясь, главнокомандующий не успел вывезти ценности, которые он хранил в своей любимой ставке. Умы местных жителей и не только будоражила возможность того, что под сосновой рощей есть как минимум янтарные комнаты и шедевры мирового искусства. Однако доподлинно известно только следующее. На территории ставки находилось 81 одно наземное строение. Это были уютные деревянные домики для высшего офицерского состава, баня, бассейн, столовая, телефонная станция. На берегу Южного Буга была выстроена водонапорная вышка, а в северной части леса — электростанция. Помещения были снабжены системой кондиционирования, канализацией с новейшей для того времени системой очистки стоков. Телефонный кабель соединял ставку с Берлином. Что же касается подземных бункеров, то о них по-прежнему доподлинно ничего не известно. По одной из версий, никаких подземных сооружений Гитлер вообще не строил, а просто воспользовался небольшими бункерами, построенными советским руководством еще в 1938 году. И никаких сокровищ или янтарных комнат там никогда не было. И в любом случае, если и были какие-то предметы, могущие сейчас составить музейную ценность, перед отступлением немцами все было уничтожено. Существует стенограмма приказа Гитлера «Все сжечь!» в Винницкой ставке. Исследователи и энтузиасты из народа активно обсуждают и вопрос о том, почему именно Винницу выбрал фюрер для своей ставки, и есть несколько версий, романтических и мистических. Но скорее всего, Винница просто была важным военным объектом. В 1938 году под Винницей, в Калиновке, был выстроен большой военный аэропорт. Он должен был помочь осуществить обещанную Советским Союзом Чехословакии боевую помощь, а рейсы самолетов из Калиновского аэропорта проходили над столь важной для Гитлера Румынией. Ясно, что Винница была для Гитлера совсем небезразлична. И подробный план строительства ставки под Винницей был готов задолго до начала войны с Союзом, еще в 1940 году. Существует и еще одна легенда, связанная с гитлеровской ставкой. Якобы, выбирая и место для строительства, и материалы, Гитлер жестоко просчитался. Камни, оказывается, содержали слишком большую концентрацию радиоактивных элементов, а в земной коре прямо под самой ставкой есть разлом, из которого проникает радон и накапливается прямо в бункере. И возможно, говорят сторонники этой версии, именно пребывание в «Вервольфе» стало причиной лучевой болезни Гитлер.

Пирамида-усыпальница. Село Комендантовка.

Очень необычно смотрится пирамида в украинской степи. Да еще — пирамида, увенчанная православным крестом. Пирамида с колоколами. Эта пирамида, конечно же, гораздо моложе египетских, вдохновивших ее создателя. Александру Дмитриевичу Билевичу, офицеру русского флота, довелось побывать в Египте. Древние усыпальницы фараонов не могли не впечатлить Билевича, и он решает, что для загробной жизни такое жилье — самое подходящее. Едва вернувшись в 1864 году на родину, он начинает строительство собственной пирамиды-усыпальницы в родовом имении в селе Комендантовка на Украине. Для строения, возводимого для столь мрачной цели, Билевич и способ нашел старый и жутковатый. Вместо воды в раствор, скрепляющий камни, добавляли свежую кровь только что забитого рогатого скота, смешанную с яичным белком. Считается, что так строения простоят вечность. Пирамида вышла трехэтажная, высотой около 15 метров, снабженная сложной системой подземных ходов и помещений. Позже к строению добавили православный крест и колокол — то, что несомненно отличает пирамиды от их египетского прообраза. Увы, первой умерла любимая супруга Билевича, и ей суждено было занять место в пирамиде на краю кладбища в Комендантовке. Уже после русско-турецкой войны, прославленный в ее боях, рядом с женой упокоился и сам Билевич. А гораздо позже, в начале XX века, сравнительно скромную усыпальницу Билевича постигла судьба многих других захоронений: пирамида была открыта и разграблена.

Андреевская церковь: храм-украшение.

Андреевскую церковь называют жемчужиной барокко в Киеве. Голубое с белым, украшенное позолотой высокое здание храма удивительно нарядно. Стоящее на высоком холме, его можно вновь и вновь видеть с самых разных точек, прогуливаясь по центру украинской столицы. Построена церковь была в 1749-1754 годы по проекту известного архитектора Бартоломео Растрелли, создавшего ряд архитектурных шедевров Санкт-Петербурга. Проект Андреевской церкви Растрелли сделал для императрицы Елизаветы Петровны, которая собиралась в Киеве устроить свою резиденцию. В связи с приездом императрицы в 1744 году был торжественно заложен фундамент церкви. Руководивший строительством архитектор Иван Мичурин внес в изначальный план некоторые изменения. Так, по его идее добавили чугунную лестницу, ведущую к церкви. Увы, в Андреевской церкви, оснащенной для богослужений всем необходимым, регулярные службы так никогда и не проводились. Поначалу службы там устраивали только во время визитов императорской семьи. Но довольно скоро стоящая на высоком холме церковь из-за оползней пришла в аварийное состояние. Дальнейшая история здания — история укреплений холма и реставраций. С 1968 года церковь служила музеем. Впрочем, до 1968 года время от времени в храме проводила богослужения неканоническая Украинская автокефальная православная церковь. И сейчас православная общественность Украины обсуждает новость: Андреевская церковь передана полностью в ведомство неканонической автокефальной церкви. Может быть, причина сложной судьбы Андреевской церкви в том, что стоит она над спрятанным морем. По крайней мере, так говорит легенда. По преданию не кто-нибудь, а сам Андрей Первозванный некогда посетил высокий днепровский берег. Тогда, правда, здесь было море. Святой Андрей предрек, что отсюда воссияет свет православия миру. А воздвигнутый им крест сотворил чудо — море ушло вниз. Однако часть его спряталась под Андреевской горою, и нынешняя церковь стоит над морем. Когда выстроили церковь, перекликаясь с событиями легенды, под престолом открылся колодец. Неизвестно, учитывал ли Растрелли древнюю легенду, но он не предусмотрел колоколов в Андреевской церкви. Легенда предупреждает, что первый же удар колокола может разбудить море, и оно снова зальет просторы, уже обжитые киевлянами, уже полные красивейших мест и памятников архитектуры.

Софиевка — самый античный парк Украины.

Этому парку посвящена поэма, его именем названа планета. Здесь, в Черкасской области Украины, есть и Елисейские поля, и даже мифологическая речка. Софиевка — так назван парк в честь любимой жены графа Потоцкого, по замыслу которого и был создан между 1796 и 1802 годами этот уникальный образец паркового и ландшафтного искусства. Почти на 180 гектарах расположились озера, острова, гроты, фонтаны и павильоны парка. 15 миллионов польских злотых было потрачено графом на строительство дендропарка, а работали при его создании 800 крепостных крестьян. Но не ради размаха и престижа старался граф Потоцкий, а для того, чтобы угодить своей супруге. Возможно, греческое происхождение Софии Витт-Потоцкой — причина того, что парк полон античными мотивами. Здесь есть статуя Еврипида, бюсты Гомера и Аристотеля, гроты Венеры и Аполлона, статуи Париса, Орфея и Амура. В парке воссоздан источник Гиппокрены, появившийся, согласно легенде, от удара копыта крылатого коня Пегаса на горе муз Геликон в Беотии. Здесь протекает даже Ахеронт — подземная река древних греков. Течет она и правда под землею, длина этой украинской реки мертвых 211 метров, ширина и высота З метра. По руслу подземной речки глубиной 1 метр вполне может проплыть лодка, а чтобы подземное путешествие не казалось совсем уж мрачным и безысходным, четыре люка пропускают слабый солнечный свет к речке. Автором этого и прочих хитроумных проектов Софиевского парка стал польский военный инженер Людвиг Метцель. При создании парка он умело использовал особенности рельефа, расположив озера, каналы и фонтаны на разных уровнях. В результате — почти всюду вода в озера и фонтаны поступает самотеком. Два самых красивых фонтана — «Змея» и «Семиструй» бьют вверх благодаря простому и красивому инженерному решению. Вода сама поступает в них и вырывается вверх под давлением, обеспеченным разницей в высоте уровня фонтана и уровня предыдущего водоема, а излишек воды из озера, где установлен фонтан, так же самотеком сливается в водоем пониже. При этом высота струй фонтана «Змея» — 14 метров. Софиевский парк — это не только чудеса инженерной мысли, это и летопись человеческих страстей и эмоций. Есть в нем Грот страха и сомнений, а грот Громовый или Львовый в народе называют Гротом счастья из-за слов, что вырезаны в нем по-польски. «Забудь тут память о несчастье и прими счастье выше, если же ты счастливый, так будь еще счастливее», — призывает надпись. Увы, есть в архитектуре парка и трагические нотки. В Темпейской долине парка было посажено девять берез, чтобы обозначать девять детей счастливого семейства Потоцких. Но — к неутешному горю графа трое детей погибли в раннем возрасте. И после этого в парке появились Усеченная колонна и водопад «Три слезы», посвященные этим грустным фактам. Остров любви, Розовый павильон, Елисейские поля — всех чудес Софиевского парка просто не перечислить, а прогулка по нему требует целого дня, не меньше. И это будет день, полный удивительных встреч и открытий.

«Ласточкино гнездо» называется замок на побережье Крыма, висящий над морем на высоте 40 метров. Скала Авроры Ай-Тодорского мыса обрывается под стенами замка вниз совершенно отвесно. «Ласточкино гнездо» больше всего похоже на рыцарский замок европейского средневековья. Стены его уступами поднимаются к стоящей на самом краю утеса круглой башне с зубчатыми шпилями, чтобы уже с ее верха круто оборваться к морю вместе с краем скалы Авроры. Странно, но этот уходящий в небо, обрывающийся в море пятачок суши оказался притягательным и пригодным для жизни. Первое здание на месте так широко известного ныне замка было построено еще до 1895 года. Тогда оно называлось «Генералиф» или «Замок любви». Однако в точности неизвестно ни имя генерала, для которого построили замок, ни история любви, которая его вдохновила. Уже эта деревянная постройка была столь эффектна, что ее запечатлели на своих полотнах известные маринисты — Айвазовский, Лагорио, Боголюбов. Бог весть почему, но деревянный замок пришел в запустение, и в 1912 году на его месте возвели новый — тот самый, что мы видим сегодня и в Крыму, и на многочисленных открытках. Его построили по проекту архитектора Леонида Шервуда для немецкого нефтепромышленника барона Штейнгеля. Еще одна веха истории замка — в 1927 году он пострадал во время сильного, в 6-7 баллов, землетрясения. В воду оборвались шпили, но главное — пополам треснула скала под основанием замка. Это, конечно, сделало здание аварийным. Для того чтобы уберечь замок, энтузиасты предлагали даже разобрать его и перенести в другое место. Но конечно, «Ласточкино гнездо» едино со скалой Авроры, и порознь они потеряли бы изрядную долю своей рискованной красоты. Поэтому в 1967 году, разобрав и перестроив только небольшую часть здания, укрепили его основание — скалу Авроры. Ремонт был сложным и довольно опасным, работали подвешенными в люльках в основном добровольцы. Но, говорят специалисты, небольшая перестройка сделала замок еще эффектней. В нынешнем виде это здание небольшое — всего 20 метров в длину, 10 в ширину, и в высоту — 12. Внутренне его убранство не отличается роскошью: комнаты украшает только камин, черного дерева балки с кронштейнами в виде лягушек. Несомненно, обаяние замка — в невероятности его бытия почти без земли между морем и небом, в его символическом сходстве с гнездом ласточки, готовой легко сорваться вниз с обрыва.

город в Киевской области, климатический и бальнеологический курорт на реке Рось, в 84 км к югу от Киева. Белая Церковь возникла на месте древнерусского города Гюргева, разрушенного в 13 веке монголо-татарами. В 16 веке здесь была построена крепость. История Белой Церкви связана с крестьянско-казацкими восстаниями К. Косинского и С. Наливайко, с освободительной войной 1648-1654 годов. Среди архитектурных памятников: церкви (1706, 1812), торговые ряды (1804-1814). Курортные ресурсы Белой Церкви — мягкий климат, маломинерализованная радоновая вода (используется для ванн). Здесь работает санаторий для больных с туберкулезом легких. В окрестностях города находится дендрологический парк «Александрия». Это памятник садово-паркового искусства конца 18 — начала 19 века. Александрия была заложена в 1797 году как придворцовый парк семьи графа Браницкого. Он создавался на основе природной дубравы в английском романтическом стиле. Парк привлекает богатством флоры, переплетением аллей, лужаек, водного зеркала прудов. Красота парка восхищала Гавриила Державина, Александра Пушкина, Тараса Шевченко, Адама Мицкевича, членов императорской семьи и декабристов. Во время революций 1917 года и Гражданской войны дворцы и территория парка были разрушены, вырублено много ценных деревьев. После передачи «Александрии» в 1946 году в ведение Академии наук началось ее постепенное возрождение; восстановлены колоннада «Луна», китайский мостик, обновлена сеть аллей и дорожек, реставрированы сохранившиеся скульптуры.

центр во Львовской области. Расположен на автотрассе Лвов-Тернополь-Умань (70 км от Львова). Есть железнодорожная станция. Население — 24 тыс. жителей. Площадь — 1173 га. Первое письменное упоминание — 1423 год. Памятники архитектуры — Золочевский замок, XVІІ в. (в настоящий момент музей-заповедник); Золочевский двор, XV в. (боярский двор, боярское собрание); церковь Святого Николая, XVІ в.; церковь Воскресения Господнего, XVІІ в.; костел Успение Пресвятой Богородицы, XVІІІ в. Кроме того, в Золочеве расположен Василианский монастырь греко-католического обряда (основан в 1569 году). В Золочеве функционируют 20 промышленных предприятий и свыше 300 хозяйств с негосударственной формой собственности. Работают 4 общеобразовательных школы, экономический лицей, ПТУ, ДЮСШ, музыкальная школа.

Изюм — второй по величине и один из старейших городов Харьковской области раскинулся в живописной излучине Северского Донца, у подножия легендарной горы Кременец. Через город идет дорога из Харькова на Ростов-на-Дону. Историки и краеведы так и не нашли общей точки зрения на происхождение названия города «Изюм». Одни утверждают, что город получил название от речки Изюмец (приток Донца) и древнего Изюмского брода, возле которого и возникло само поселение. Другие считают, что Изюм получил свое название от слегка измененного татарского слова «гузун» — переправа. Действительно, Изюмский брод или переправа был известен еще задолго до основания города. Третья версия состоит в том, что Изюм — это измененное татарское слово «узун», означающее длинный, вытянутый, как г. Кременец. Но как бы там не было, название города Изюм сегодня вызывает ассоциации с самым сладким городом Украины.

Каменец-Подольский — один из самых давних исторических городов Украины, главный город Подольской земли — принадлежит к выдающимся явлениям Европейской культуры. Своеобразное геополитическое положение, расположение вблизи границ, сухопутных путей и водных артерий, важнейшей из которых был Днестр, а также размещение города на неприступном скалистом острове определило его основную функцию — порубежной крепости. За свою многовековую историю Каменец не один раз переходил из рук в руки к разным завоевателям. В свое время им владели татаро-монголы, польско-литовская шляхта, турки, австро-венгры, российские империалисты и большевики, немецкие оккупанты. Соответственно, каждый исторический период наложил свой отпечаток на топографию и архитектуру старого города. В Каменце-Подольском свыше 200 важных историко-архитектурных достопримечательностей. Особенное место среди достопримечательностей архитектуры Каменца занимает старая цитадель-крепость с системой других архитектурных сооружений. Неотъемлемой частью ансамбля крепости является каменный мост, который как будто продолжает крепостные стены с восточной стороны и соединяет старый город с крепостью. В 1998 г. старый город был объявлен Национальным историко-архитектурным заповедником «Кам`янець».

Карпаты и Закарпатье.

Закарпатье — это уже почти не Украина. Маленькая область, отсечённая от основного тела страны карпатским хребтом, стала украинской всего 60 лет назад — позже, чем все остальные регионы. Здесь на Закарпатье ещё не успели забыть, что такое частная собственность, умеют зарабатывать деньги и разумно их инвестировать. Глаз в Закарпатье повсюду радуют симпатичные коттеджи и опрятные дворики. Туристическая инфраструктура развивается бурными темпами вокруг многочисленных памятников природы и архитектуры, горнолыжных трасс и термальных источников. Здесь сходятся границы сразу четырёх восточноевропейских стран: Румынии, Венгрии, Словакии и Польши. Люди говорят на каком-то причудливом диалекте-микс, в котором украинский угадывается с трудом. В некоторых городках трудно даже надпись найти на родном языке. Местная кухня, также взявшая лучшее у соседей, радует разнообразием блюд на основе кукурузы, грибов и молочных продуктов: мамалыга, банош, токан с брынзой, гуляш-бограш, лечо, кнедли, кремзлики. А карпатскую форель так не готовят больше нигде!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *